Принципы построения налоговой системы рф

Налоговая база, пример для НДФЛ

Как известно, налоговая база юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчисляется в особом порядке по каждому фискальному обязательству. Определим ключевые особенности расчета НБ для подоходного налога.

При обложении доходов населения ставка налога применяется к НБ, определенной в соответствии с . Следовательно, облагаемая сумма дохода — это налоговая база для исчисления подоходного налога. Отметим, что обложению подлежат не все доходные поступления российского или иностранного гражданина. Чиновники определили перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Помимо перечня исключаемых доходов, законодатели предусмотрели и ряд фискальных льгот и послаблений. Например, для НДФЛ — это налоговые вычеты (имущественные, социальные, стандартные, инвестиционные и профессиональные).

К какому виду налогов относятся акцизы

Налоги и сборы являются важной частью системы налогообложения любого государства. При классификации налогов учитываются следующие факторы:

  • характер изъятия налога (прямые и косвенные налоги);
  • уровень изъятия (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
  • субъект налогообложения (физические и юридические лица);
  • объект налогообложения (товары, услуги, доходы, прибыль);
  • целевое назначение (общие, специальные).

Косвенный или прямой

Акцизный налог по характеру изъятия относится к косвенным налогам. Косвенный налог изымается в виде надбавки к стоимости товара или зависит от добавленной стоимости товара, оборота и продаж товаров, услуг. Акциз близок по характеру налогу с продаж, но его отличительной особенностью является то, что данный налог касается только избыточных продуктов: табачных изделий, нефтепродуктов, косметики, спиртных напитков.

  • Косвенный налог оплачивается конечным потребителем реализованной продукции. На его размер влияет эластичность спроса. Чем выше спрос, тем выше размер выплаты. Чем меньше предложение, тем меньше сумма налога, оплачиваемая покупателем.
  • Косвенные налоги зависят от количества реализованного товара, поэтому они в сравнении с другими выплатами в казну представляют меньше проблем при сборе. Их размер меньше, чем размер прямых налогов.
  • Косвенный налог безусловен, потому что не зависит от полученных доходов и прибылей, от результатов экономической активности налогоплательщика и изымается по количеству произведенной продукции.
  • Косвенный налог относится к сфере потребления и распределения товаров, поэтому их относят к налогам на расходы, тогда как прямые налоги считаются налогами на доходы.

Прямой и косвенный налог

Федеральный или региональный

В зависимости от того, в чей адрес направляются налоги, и кто их изымает, выплачиваемые налоги делятся на муниципальные, местные или федеральные.

  • Федеральные налоги взимаются по стандартным правилам по всей территории РФ и, в основном, направляются в федеральный бюджет. Эти налоги определяются и устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
  • Местные и муниципальные налоги устанавливаются местными органами власти, руководством субъектов федерации.

Акцизный налог используется для формирования государственного бюджета разных уровней. Доли распределения между федеральным бюджетом и местной казной заранее установлены и неизменны. Акцизный налог распределяется следующим образом:

  • Акцизы по табачным продуктам, автомобилям, этиловому спирту и некоторым другим товарам полностью перечисляются в федеральный бюджет.
  • Налоги на моторное масло, бензин и некоторые другие продукты перечисляются в определённых соотношениях между федеральным и региональным бюджетами.
  • Акциз на бытовое печное топливо, алкоголь с содержанием спирта менее 9% — полностью в региональный бюджет.

Объект и субъект налогообложения

Полный перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, приводится в статье 181 НК РФ. Самыми важными объектами налогообложения акцизами являются:

  • алкогольные напитки и пиво;
  • спирт и спиртосодержащие продукты с содержанием спирта не менее 9 %;
  • табак и табачные продукты;
  • бензин и дизельное топливо;
  • нефтепродукты;
  • автомобили и мотоциклы.

Субъектами акцизного налога являются;

  • предприятия и организации, производящие подакцизные товары;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, являющиеся потребителями подакцизной продукции.

Виды акцизов и формулы их расчета

Налог или сбор

Налоги и сборы относятся к обязательным платежам в бюджет государства. Их довольно трудно отделить друг от друга. Но отличия всё же есть:

  Налог Сбор
Способ изъятия периодически единовременно
Характер изъятия платёж взнос
Цель выплаты пополнение бюджета государства пополнение бюджета отдельной отрасли или госоргана
Что платёж даёт плательщику безвозмездный платёж плательщик получает какое-нибудь право или услугу
Наказание при неуплате административная или уголовная ответственность неблагоприятные последствия в виде отзыва лицензии, разрешения, услуг

Акцизы относятся к налогам, потому что обладают всеми необходимыми характерными чертами налогов, в том числе обязательностью и индивидуальной безвозмездностью. То есть это обязательный безвозмездный денежный платёж в бюджет государства, который взимается с налогоплательщика в установленном законом порядке и размере.

Обязательность означает законодательную обязанность плательщика перед государством. Акциз устанавливается государством в одностороннем порядке, при несвоевременной уплате или отклонении от уплаты сумма налога взыскивается в принудительном порядке, могут быть применены административные меры.

Отраслевые сборы и платежи

Существует ряд обложений, которые характерны только для конкретных отраслей. Соответственно оплачивать такие сборы должны только те юридические и физические лица, которые заняты работой в определенной сфере. К отраслевым платежам относят:

  • сборы за использование объектов животного мира;
  • платежи за пользование недрами;
  • платежи за использование водных биологических ресурсов.

Данные налоговые обложения устанавливаются и регулируются НК РФ. Ставки за сборы и платежи также устанавливаются отдельными статьями кодекса.

Чтобы узнать, кто именно должен и каким образом необходимо оплачивать отраслевые сборы, требуется внимательно изучить нормативные акты.

Пример предельной налоговой ставки

В приведенной ниже таблице показаны ставки и уровни дохода для трех типов лиц, подавших заявление в 2021 году: холостые , состоящие в браке совместно , а также главы семьи .2

Лица с наименьшим доходом помещаются в группу с самой низкой предельной налоговой ставкой, а лица с более высокими доходами помещаются в группу с более высокой предельной налоговой ставкой. Однако предельная налоговая категория, в которую попадает физическое лицо, не определяет, как облагается налогом весь доход. Вместо этого налоги на прибыль оцениваются постепенно, при этом в каждой группе есть диапазон значений дохода, которые облагаются налогом по определенной ставке.

Согласно новому плану, если индивидуальный налогоплательщик получал годовой доход в размере 150000 долларов США, он должен был бы уплатить следующие налоги на прибыль за 2021 год (подлежат уплате в апреле 2022 года), как показано ниже:

Брекетинг 10%: (9950 долларов – 0 долларов) x 10% = 995,50 долларов

12% -ная скобка: (40 525–9950 долларов) x 12% = 3669,00 долларов

Группа 22%: (86 375 долл. – 40 525 долл. США) x 22% = 10 087 долл. США

Брекетинг 24%: (150 000–86 375 долл. США) x 24% = 15 270,00 долл. США

32% Кронштейн: Не применимо

Кронштейн 35%: Не применимо

37% Кронштейн: Не применимо

Если сложить эти суммы, все налоговые обязательства для этого физического лица составят 30 021,50 долларов США или эффективная налоговая ставка 20,01% (30 021,50 долларов США / 150 000 долларов США).

Семь предельных налоговых ставок в квадратных скобках остаются неизменными независимо от статуса регистрации лица.Тем не менее, долларовые колебания, в которых доход облагается налогом при каждом изменении ставки, в зависимости от того, является ли податель декларации одиноким лицом, состоящим в браке совместно подателем или главой семьи.Кроме того, из-за положения в налоговом кодексе, называемого индексацией , долларовый диапазон каждой предельной налоговой категории обычно ежегодно увеличивается с учетом инфляции .3

Особенности взимания сборов пропорционально

Суть такого взимания налогов состоит в применении одинаковой ставки, не зависящей от дохода, пропорциональная ставка налога — это фиксированный процент, взимаемый с дохода (иной налогооблагаемой базы), который не изменяется при росте или снижении облагаемой базы. Для расчета налога к уплате применяется формула:

Основным критерием пропорциональной системы налогообложения, считающимся ее преимуществом, является простота расчета сбора. У плательщика нет необходимости делать сложные расчеты в зависимости от величины облагаемой базы: отслеживать лимиты порогов базы, применять разные проценты для расчета платежа в бюджет при их превышении.

Специальные режимы налогообложения: ключевые моменты

УСН

Упрощенная система налогообложения — облегченный способ ведения бизнеса и рассчитана на упрощение ведение бухгалтерского и налогового учета. Переход на УСН производится добровольно при регистрации и подачи заявления в налоговую инспекцию в течение 30 дней с момента начала оформления предприятия.

На этом режиме не уплачиваются:

  • на прибыль;
  • на имущество организаций;
  • на добавленную стоимость, если не используется ввод импорт на территорию Российской Федерации.

Одним из плюсов применения УСН является возможность выбора объекта налогообложения — 6% от доходов или 15% от разницы доходы-расходы, а вот перечень расходов для возможности уменьшения налоговой базы при УСН “доходы минус расходы” — ограничен. При выборе налоговой системы необходимо учитывать сферы деятельности, которые допускают использование УСН.

Компании, применяющие упрощенную систему, ведут стандартный контрольно-кассовый учет и предоставляют статистическую отчетность.

Единственным и существом минусом УСН можно считать то, что покупатели или заказчики, как правило, отказываются работать с «упрощенцами» по причине отсутствия возможности получения вычета по НДС.

ЕНВД

Единый налог на вменённый доход — налог на предполагаемый, а не фактически полученный. ЕНВД является спецрежимом, поэтому его можно совмещать с ОСНО, УСН, ПСН. Он, так же как и все специальные режимы заменяет налог на прибыль, на имущество и НДС. Сферы деятельности для использования данного режима, как правило, для каждого субъекта Российской Федерации корректируются. Поэтому вопрос о переходе или совмещения с другими режимами решается на основе местного законодательных актов.

Но имеется основной перечень, утвержденный НК РФ:

  • торговля в розницу;
  • общественное питание;
  • бытовые, ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • услуги стоянок;
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;
  • распространение и (или) размещение рекламы;
  • услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;
  • услуги по временному размещению и проживанию.

Бухгалтерский, налоговый и статистический учёты, ведение кассовых операций ведутся согласно законодательству, а учет показателей по каждому виду деятельности (при наличии нескольких) ведется строго раздельно.

Налогоплательщики ЕНВД имеют право уменьшить сумму начисленного налога за счет пособий и взносов, выплаченных в пользу сотрудника, но не менее 50% от суммы начисленного налога.

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — специальный режим, созданный для предпринимателей, занимающихся именно производством сельхозпродукции. Первичная и последующая переработка продукции сельского, лесного хозяйства, растениеводства и животноводства не подходит под требования законодательства для использования.

Главным условием его применения является доходность по сельскохозяйственной продукции более 70%.
в п.2-4.1, 5 ст. 346.5 НК РФ.

Так же, как и все специальные режимы ЕСХН заменяет три налога, используемых на ОСНО.

Патентная налоговая система

ПСН создана для применения только индивидуальными предпринимателями и численностью сотрудников до 15 человек. Перечень видов деятельности указан в Налоговом кодексе, причем субъекты РФ вправе добавлять виды путем принятия через региональные законы. Действие патента распространяется только на территории региона, в котором он получен.

При получении патента на вид деятельности, предприниматель освобождается от использования ККТ (если не выдвигают таковые требования контрагенты), ведения бухгалтерской отчетности, уплаты налогов, что заметно облегчает ведение бизнеса. ИП ведет книгу учета доходов, на каждый патент отдельно. По страховым взносам за работников предприниматели также получили приятную льготу — 20% в ПФР, избегая взносов в ФСС И ФОМС.

Срок действия патента составляет от 1 до 12 месяцев в течение календарного года. Стоимость — 6% от потенциально возможного к получению дохода, устанавливаемого налоговой инспекцией.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Функции налогов

Наиболее распространённым и точным вариантом функций является следующий:

  • Фискальная.
  • Распределительная или социальная.
  • Регулирующая.
  • Контрольная.
  • Внешнеэкономическая.

Фискальная функция

Фискальная функция получила своё название в Римской империи от слова фиск. Так называлась казна императора, которая произошла от воинской кассы.

Фискальная функция выполняет прежде всего задачу наполнения деньгами казны, проецируя на современность – государственного бюджета

Важно понимать, что здесь имеется в виду бюджет любого уровня, будь то общегосударственный, региональный или местный

Распределительная или социальная функция

Посредством распределительной или социальной функции государство осуществляет перераспределение финансовых средств, в том числе из производственной сферы в социальную.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Благодаря данной функции существуют школы, детские сады, больницы, поликлиники, организации социального обслуживания, происходит выплата пенсий и других видов пособий, а также поддерживается культурная сфера.

Налоговая система помогает государству сглаживать имущественное и материальное неравенство граждан.

Пример 2

Можно вспомнить слова Наполеона Бонапарта, которые он сказал после провозглашения его императором Франции: «Монарх обязан пристально следить за тем, чтобы раздел материальных благ происходил равномерно, в противном случае он не сможет удержать бедных и защитить богатых».

Регулирующая функция

Эта функция служит для определения задач налоговой политики государства. Налоговые методы помогают стимулировать или дестимулировать развитие различных отраслей или регионов, помогает достигать желаемых изменений, которые касаются структуры производства или его размещения. С помощью данной функции можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, предоставлять свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций.

Пример 3

Д. М. Кейнс – основоположник научного регулирования экономики, выступал с идеями уничтожения свободного рынка как базы для капиталистического общества. Его оппоненты постоянно обвиняли его в этом. Но Д. М. Кейнс всегда говорил и был уверен в том, что именно эти меры смогут спасти капитализм.

Контрольная функция

Контрольная функция налогов позволяет получать налоговую статистику и анализировать налоговые декларации. Это, в свою очередь, является источником информации для составления картины истинного финансового положения страны. Даёт возможность получить представления о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также об источниках доходов юридических и физических лиц.

Точные знания о состоянии экономики дают возможность вносить адекватные изменения и предложения в бюджетную и налоговую политику.

Замечание 3

Эту функцию налогов первым выделил У. Петти ещё в XVII в.

Внешнеэкономическая функция

Особенность этой функции заключается в том, что зачастую она противоречит фискальной. Это связывают с тем, что в разных странах разные режимы налогообложения.

Пример 4

В недавнем времени было заключено соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу страны назначения.

Внешнеэкономическая функция не относится к новым функциям налогов. Можно вспомнить князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами. Также в качестве примера можно вспомнить и Гая Юлия Цезаря, которые применял налоги как рычаг политического давления.

Кроме основных перечисленных функций чаще всего упоминается ещё поощрительная, которая выполняет роль установления налоговых льгот. Однако, выделять её в качестве самостоятельной не совсем верно, т.к. она поглощается социальной и регулирующей функциями.

Очевидно, что функции налогов тесно связаны с налоговыми теориями. До сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу регулирующей функции налогов. В современном мире можно столкнуться с мнением финансистов-практиков, которые значительно преувеличивают фискальную функцию, при этом отрицают социальную функцию налогов.

Отечественные принципы начисления налоговой базы

В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

  1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
  2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
  3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
  4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
  5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
    • индивидуальные предприниматели;
    • организации;
    • налоговые агенты.
  6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

О проблеме стабильности налоговой нагрузки

Для того, чтобы бизнес и граждане могли уверенно планировать свою деятельность и инвестировать, налоговая система должна быть стабильной, налоговое законодательство – достаточно статичным, а перемены – предсказуемыми. Однако нельзя гарантировать, по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, что тезис о стабильности налоговой фискальной системы будет реализовываться на протяжении всего экономического цикла до 2024 года. Так, наряду с повышением ставки НДС собирались снизить тарифы страховых взносов, чтобы стабилизировать налоговую нагрузку на бизнес. А в итоге, заметил эксперт, тарифы страховых взносов остались на прежнем уровне. Их снизили в совокупности до 30% вместо 34%, что ранее относилось к пониженным тарифам (). Но , которая с 1 января 2019 года утратила силу, на период с 2017 года по 2020 год и так устанавливала тарифы на уровне 30%. То есть изменений, направленных на выравнивание налоговой нагрузки на бизнес, фактически не произошло.

«Нужна не финансовая поддержка бизнесу, а именно стабильность налоговой нагрузки, которая должна выражаться в том, что базовые налоги не меняются, а если идет перераспределение нагрузки, то при этом не страдают главные принципы налоговой системы, в том числе стимулирования экономического роста и обеспечения социальной справедливости», – подчеркнул Александр Шохин. Между тем Минфин России в конце ноября 2018 года представил доработанный проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный в целях привлечение инвестиций в экономику России путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемости условий ведения производственной и иной хозяйственной деятельности при реализации инвестиционных проектов. А наряду с этим существуют, как отметил Александр Шохин, перспективы внедрения новых обязательных платежей. Так, не исключается возможность введения так называемого «углеродного налога», предполагаемого на данный момент в качестве неналогового платежа в виде сбора в федеральный бюджет за выбросы парниковых газов. Речь идет о подготовленном Минэкономразвития России в декабре 2018 года проекте закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, что идея установления такого платежа обсуждалась еще в 2016 году. Законопроектом определяются понятия «изменения климата», «парниковых газов», «источников выбросов парниковых газов» и т. д. Согласно документу предполагается, что хозяйствующие субъекты должны будут уплачивать сбор в случае превышения установленных разрешений на выбросы парниковых газов.

«Если углеродный «налог» вводить, то это нужно делать в рамках всех экологических платежей», – считает эксперт. Тем более, что Минфин России разработал в августе 2018 года законопроект о замене различных экологических платежей экологическим налогом. Налогоплательщиками согласно этому проекту признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды негативное на нее воздействие. Идеологическое возражение бизнес-сообщества против введения экологического налога связано, по словам Александра Шохина, с тем, что он может быть обнулен при надлежащем осуществлении хозяйствующим субъектом своей деятельности, а налог по существу – это то, за что соответствующие органы власти должны «бороться». «Получается, что окружающая среда не обязательно должна быть благоприятной, иначе, не будет налогов», – пояснил проблему эксперт.

Другие классификации

Еще один критерий — это охватываемый период. Стратегическая БНП ставит цели на 3 года и более, тактическая — на 1-3 года.

Налоговая система как инструмент государственной политики имеет несколько функций. Поэтому в определенный период времени одна из них имеет большее значение, чем остальные. Соответственно, разновидности БНП выделяются на основе этих приоритетов:

  1. Фискальная. Главная цель — увеличение бюджетных доходов. Интересы плательщиков могут игнорироваться. Такому типу характерно отсутствие или значительное сокращение налоговых льгот.
  2. Регулирующая. Здесь возможны разные цели: стимулирование одних экономических процессов, сдерживание других, а также накопление средств на цели воспроизводства. Этому типу присущи разнообразные льготы, специальные режимы обложения, ослабление контроля. Есть риск недополучения отчислений, достаточных для страны.
  3. Распределительная. Потери в отдельных сферах (например, социальной) власть компенсирует за счет увеличения налогового бремени некоторых категорий субъектов. Чаще всего это выражается в штрафах и прочих санкциях.
  4. Комбинированная. Она направлена на достижение равновесия при реализации вышеприведенных функций. С ее помощью можно оптимизировать поступления и предотвратить неоправданные репрессии налогоплательщиков.

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика — это важнейшие элементы финансовых отношений любого государства. Поэтому достижение их обоснованности и справедливости — ключевая задача профильных органов власти.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция — наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная — перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая — решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная — отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector